Виды речевых нарушений.

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ (ПО Р.Е. ЛЕВИНОЙ)

ДИСЛАЛИЯ

      Дислалия – расстройство устной речи (при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата), выражающееся в нарушении произношения звуков речи.  Ребенок либо не может произнести звук/звуки (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим. В последствии нескорректированная дислалия сопровождается нарушениями письменной речи.

Дислалия бывает простая (здесь дефектно произносится один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц)) и сложная (нарушено произношение звуков из разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж).  В зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии - функциональную и механическую (органическую).


РИНОЛАЛИЯ

Ринолалия -  нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Выделяют открытую ринолалию. При этой форме ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщелине твердого и мягкого неба («волчья пасть), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии  закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.


ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Принято выделять 4 уровня речевого развития при ОНР. 


При 1 уровне речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» – «киска», «ака» – «собака», «нини» – «штаны»). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически («ись иди» – «киска сидит»). Характерна так же и многозначительность употребляемых слов («ись»: «киска», «мышка», «мишка»). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» (часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово «дей» («дверь») – глаголы «открыть» и «закрыть». Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную к ним речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т.п.


При переходе ко 2 уровню речевая активность ребенка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем речевого развития может использовать трех- и даже четырехсложные слова («асина» – «машина», «Ибуаська» – «Чебурашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» – «цветочки», «какоки» – «колготки») Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а тое» – «Ваза стоит на столе»).

Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» – «Ем ложкой») У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ([с], [с’], [з], [з’], [ц]), шипящих ([ш], [ж]), сонорных ([р], [р’], [л], [л’]) и других звуков.


3 уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложно подчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» – «чашка», «стакан»; «штаны» – «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки словообразования («стол» – «столик», «шел» – «пришел») но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок от яблок» – «яблочный», «крыша из соломы» – «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом («красил» – «покрасил», «выкрасил»). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене, и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.


У детей с 4 уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

КЛИНИЧЕСКИЕ ВИДЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ