Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей. Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходима ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа.

1) Повторить за взрослым слоговые сочетания со стечением двух согласных звуков и гласным звуком впереди

АПТА - АПТО - АПТУ - АПТЫ

АКМА - АКМО - АКМУ - АКМЫ

АКНА - АКНО - АКНУ - АКНЫ

АКФА - АКФО - АКФУ - АКФЫ

АГДА, АБНА, АВДА, АМНА, АДМА, АФТА, АПКА, АПФА, АХТА

То же с гласными звуками: О, У, Ы в конце.

2) Повторить за взрослым слоговые сочетания с наращиванием одного согласного звука 

ПА - ТПА

ТА - ПТА

НА - КНА

ФА - КФА

КА - ТКА

ХА - ПХА

ФА - ТФА

ВА - ДВА

МА - КМА

БА - ДБА

То же с гласными звуками: О, У, Ы.

3) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний двух согласных звуков и сменяемой гласной в конце каждого слога

ПТА - ПТО - ПТУ - ПТЫ

КТА - КТО - КТУ - КТЫ

ХТА - ХТО - ХТУ - ХТЫ

ТХА - ТХО - ТХУ - ТХЫ

ФТА - ФТО - ФТУ - ФТЫ

ТПА - ТПО - ТПУ - ТПЫ

ТКА - ТКО - ТКУ - ТКЫ

ТФА - ТФО - ТФУ - ТФЫ

4) Повторить за взрослым слоговые сочетания со сменой позиции согласных звуков в их стечении

ПТА - ТПА

ФТА - ТФА

МТА - ТМА

СПА - ПСА

ФСА - СФА

КТА - ТКА

БНА - НБА

КНА - НКА

ХФА - ФХА

ДВА - ВДА

5) Повторить за взрослым слоговые сочетания с тремя согласными звуками, находящимися рядом

АХТПА, АСТМА, АКТПА, АПСТА, АСКПА, АПСКА, АМСТА

То же с гласными звуками О, У, Ы в конце.

6) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний с тремя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце слова

АХТПА - АХТПО - АХТПУ - АХТПЫ

АКТПА - АКТПО - АКТПУ - АКТПЫ

АПТКА - АПТКО - АПТКУ - АПТКЫ

АФТКА - АФТКО - АФТКУ - АФТКЫ

7) Повторить за взрослым слоговые сочетания с четырьмя согласными, находящимися рядом

АФТКПА, АПТКМА, АМХТПА, АКХТФА, АКХМНА.

То же с гласными звуками О, У, Ы в конце слова. 

8) Повторить за взрослым цепочку слоговых сочетаний с четырьмя согласными звуками, находящимися рядом, и сменяемым гласным звуком в конце каждого сочетания

АФТКПА - АФТКПО - АФТКПУ - АФТКПЫ

АПТКМА - АПТКМО - АПТКМУ - АПТКМЫ

АФХТПА - АФХТПО - АФХТПУ - АФХТПЫ

АКХТФА - АКХТФО - АКХТФУ - АКХТФЫ

АКХМНА - АКХМНО - АКХМНУ - АКХМНЫ

9) Повторить за взрослым односложные слова со стечением согласных звуков

Значение каждого слова уточняется.

ДНО, ДНИ, КНУТ, ГНОМ, ГНУТЬ, ТАНК, БИНТ, БАНТ, КАНТ, ЛИФТ, ВИНТ, ХЛЕБ, БЛИН, КЛИН, ТЛЯ, КЛЁН, ДВА, ГНАТЬ, КТО, ТКАТЬ, ТКАНЬ, ПНИ.

10) Повторить за взрослым двусложные слова со стечением согласных звуков

Значение каждого слова уточняется.

ДЕНЬКИ, КНОПКА, КАНТИК, ПЛИТКА, КЛЕТКА, ВАТКА, КОМПОТ, БАНТИК, БУБНЫ, КЕПКА, ПАВЛИН, ПАЛЬМА, ПАКЛЯ, ТАКСИ, ТЫКВА, ТУМБА, ТАХТА, УТКА, ТУФЛИ, БАНКА, ГЛИНА, ЛЕНТА, ЛЕЙКА, ЛЕСНИК, БОЛЮДО, КЛЮКВА, КЛЁНЫ, БЛИНЫ, ПТАХА.

11) Повторить за взрослым трехсложные слова со стечением согласных звуков

Значение каждого слова уточняется.

ПАНАМКА, ПУГОВКА, БАНКЕТКА, КУПАЛЬНИК, ПИПЕТКА, КОМНАТА, СЕЛЁДКА, КОНФЕТЫ, МИНУТКА, КАЛИТКА, ГАНТЕЛИ, УЛИТКА, СОЛЯНКА, НАПИЛЬНИК, ПАЯЛЬНИК, БУДИЛЬНИК, КОЛЕНКА.

12) Повторить за взрослым сочетания числительных с существительными

Значение каждого слова уточняется.

ОДНА КЕПКА, ДВЕ КЕПКИ (ватка, пальма, тыква, улитка, пуговка, панамка, пипетка, селёдка, минутка, калитка, конфетка, комната, банкетка, плитка, клетка, кнопка).

ОДИН БАНТИК, ДВА БАНТИКА (кантик, компот, магнит, павлин, лесник, клён, блин, купальник, напильник, будильник). 

ОДНО ОКНО, ДВА ОКНА (блюдо, письмо, такси, пальто). 

13) Повторить за взрослым сочетания прилагательных с существительными

Значение каждого слова уточняется.

ДЛИННЫЙ БИНТ (напильник, паяльник, пестик, листик, винт, анекдот, кантик, кипятильник, танк, хвост, лепесток).

ДЛИННАЯ НИТКА (клетка, кость, комната, банкетка, конфетка, метка, ветка, вафля, дудка, губка, песенка, муфта, тахта, пипетка, кухня, яхта).

МНОГО КОМНАТ (бантов, таблеток, тыкв, клеток, катков, банкеток, бинтов, винтов, тюльпанов, мотыльков, фонтанов, капканов, мотков, бубнов, дубков, медведей, индюков, поводков, венков, бубликов, павлинов, львов, ягод).

14) Повторить за взрослым четырех- и пятисложные слова-действия со стечением согласных звуков

НАПОМИНАЛА - УПОМИНАЛИ

УКУТЫВАЛИ - ЗАКУТЫВАЛИ

ЗАПУГИВАЛИ - ОТПУГИВАЛИ

ВЫПИЛИВАЛИ - ОТПИЛИВАЛИ

ВЫКАПЫВАЛИ - ОТКАПЫВАЛИ

ВЫДУМЫВАЛИ - ОБДУМЫВАЛИ

ВЫДВИГАЛИ - ОТОДВИГАЛИ - ПОДОДВИГАЛИ

ОБКЛЕИВАЛИ - ОТКЛЕИВАЛИ - ПОДКЛЕИВАЛИ

ВЫНИМАЛИ - ОБНИМАЛИ - ОТНИМАЛИ - ПОДНИМАЛИ

ВЫКИДЫВАЛИ - НАКИДЫВАЛИ - ОТКИДЫВАЛИ - ПОДКИДЫВАЛИ

ВЫТЯГИВАЛИ - НАТЯГИВАЛИ - ОТТЯГИВАЛИ

15) Повторить за взрослым предложения

Охотники выследили лису.

Гости наследили на кухне.

Дети выпускали птиц из клеток.

Лисий след запутывает охотника.

Охотники стаскивали с ног сапоги.

С облепиховых веток осыпались листья.

Дети высыпали подосиновики из кузовков.

Под мамино пение все дети успокаивались.

Спасатели остановили спуск автобуса с насыпи.

Алевтина и Валентина подметали длинную комнату.

Все насекомые повыскакивали из-под плинтуса.

На автобусной остановке постоянно скапливались люди.

Антилопы заметались, так как львы оказались поблизости.

На свадьбе своего сына соседи составили все стулья и скамейки.

Валентин и Валентина наблюдали, как львы отдыхали под пальмой.

 

Характеристика детей с ФФНР

Календарный план коррекционной работы для детей с ФФНР

Развитие моторики пальцев рук

Развитие фонематического восприятия

Рекомендуемая литература по Фонетико-фонематическому недоразвитию речи (ФФНР)