Лексическая тема: "Осень".

Лексическая тема: "Осень"

     Дети должны знать:

— названия осенних месяцев;

— основные приметы осени;

— что происходит с деревьями, как изменилась                         трава, значение слова «листопад»;

— что делают осенью животные и птицы;

— чем занимаются люди;

— какие подарки людям принесла осень;

— почему об осени говорят «золотая».

 


ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Расширение словарного запаса детей:

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;

признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;

действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,

лужа — лужица, дерево — деревце,

ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,

туча — тучка, лес — лесок,

сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много» 

Месяц — месяцев, дерево — деревьев,

дождь — дождей, фрукт — фруктов,

лужа — луж, овощ — овощей,

урожай — урожаев, листья — листьев,

сад — садов, птица — птиц,

огород — огородов, слякоть — слякоти,

зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,

ветер (какой?) — осенний,

аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

... дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная; 

если пасмурно — пасмурная,

... сыро — сырая,

... хмуро — хмурая,

... солнечно — солнечная,

... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»

Наступил осенний день — наступили осенние дни, 

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, 

плывет темная туча — плывут темные тучи, 

стоит большое дерево — стоят большие деревья, 

идет холодный дождь — идут холодные дожди, 

дует сильный ветер — дуют сильные ветры, 

висит теплая куртка — висят теплые куртки, 

летит птичья стая — летят птичьи стаи.

 

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень» 

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши). Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно. Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду. Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

 

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,

день веселый — день грустный,

день солнечный — день пасмурный,

облако белое — туча черная,

... холодная — жаркая,

... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия 

«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты (во что?) — ... ;

школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;

листья на деревьях стали (какими?) — ... ;

цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;

птицы улетают (куда?) — ... ;

звери делают на зиму (что?) — ... ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

 

Построение монолога 

«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;

2) осенние месяцы;

3) приметы осени в природе;

4) красота золотой осени;

5) что делают птицы и животные осенью;

6) труд человека в осенний период;

7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки» 

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

 

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы, 

И глядят уныло голые кусты. 

Вянет и желтеет травка на лугах. 

Только зеленеет озимь1 на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит. 

Ветер в поле воет, дождик моросит. 

Воды зашумели быстрого ручья. 

Птички улетели в теплые края.

А.Н. Плещеев

 

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем — 

Листья сыплются дождем, 

Под ногами шелестят 

И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят, 

Под ногами шелестят. 

Солнце уж не припекает. 

Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели, 

Зеленеют только ели, 

Днем и ночью дождик льет, 

Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

 

Подвижная игра

«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень! 

Дети: водят хоровод.

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла. 

У тебя мы, осень, спросим, 

Что в подарок принесла? 

Имитируют приготовление пирогов.

Принесла я вам муки —

Дети: Значит, будут пироги.

Ведущий: Принесла вам гречки —

Дети Каша будет в печке.

Имитируют резание овощей.

Ведущий Принесла вам 

овощей — 

Дети И для супа, и для щей.

Ведущий Рады ли вы грушам?

Разводят руки, показывая коло¬ду меда.

Дети На зиму насушим.

Ведущий Принесла и меду —

Дети Полную колоду!

Ведущий: А уж яблоки — 

что мед! На варенье, на компот.

Дети: Ты и яблок, ты и меду, 

Ты и хлеба припасла, 

А хорошую погоду 

Нам в подарок принесла?

Ведущий: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Кто под дождик попадет

Тот сейчас водить пойдет. 

Убегают, «прячутся от дождя».

 

Музыкально-ритмическое упражнение

Осенние листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели,

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

 

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?

— Я из тучки золотой.

— Дождик, дождик, Ты откуда?

— Я из тучи грозовой.

— Ветер, ветер, Ты откуда?

— Я из дальней стороны.

- Листик, листик, ты откуда?

- Из березовой страны!

Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Пальчиковая гимнастика:

ОСЕНЬ

Разбросала осень листья,      (раскрывать и закрывать кулачки)

Разукрасила их кистью.         (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)

Букеты листьев соберём.       (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.  (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)

И. Михеева 


ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ 

Раз, два, три, (Загибают пальчики)

Четыре, пять, (начиная с большого) 

Будем листья собирать. (Сжимают кулачки) 

Листья березы, (Загибают пальчики) 

Листья рябины,

листики тополя, (начиная с большого) 

Листья осины, 

Листики дуба мы соберем, 

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и 

указательным пальчиками)


ОСЕНЬ 

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные)

Ветер листики считал: (движения ладонями)

Вот дубовый, (Загибают по одному) 

Вот кленовый, (пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной, 

Вот с березки – золотой, 

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают )

Ветер бросил на тропинку. (ладони на стол)


ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ 

Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками обеих рук

Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками 

обеих рук)

Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и )

А куда ему спешить? (указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то )

«По газону не ходить!» (ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши)

- Ох! (Один хлопок) 

И ушел. (Ритмичные хлопки по столу)

Газон засох.

***

ОСЕННИЙ БУКЕТ 

Пошли пальчики гулять, («Шагают» указательным и) 

Стали листья собирать: (и средним пальцем по столу)

Красный листик, желтый (Поочередно касаются подушечками)

Листик… (пальцев, начиная с указательного к большому)

А потом давай считать: 

Один, два, три, четыре, пять! (Поочередно загибают пальцы на одной руке) 

Сколько листиком собрали? (Протягивая вперед ладошки)

Пять! (Поднимают вверх одну руку, широко  раздвинув пальцы)

С листьями осенними 

Будем мы играть, 

С листьями осенними 

Будем танцевать


ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ 

Этот пальчик маленький (Пальцы одной руки)

Мизинчик удаленький. (сжатые в кулак, медленно) 

Безымянный – кольцо носит, (разгибаются по одному)

Никогда его не бросит. (начиная с мизинца)

Ну, а этот – средний, (В конце игры они снова) 

длинный, (сжимаются в кулак, но)

Он как раз посередине. (большой палец кладется сверху)

Этот – указательный, 

Пальчик замечательный. 

Большой палец, хоть 

не длинный, 

Среди пальцев самый сильный. 

Пальчики не ссорятся, 

Вместе дело спорится.

Закличка

ОСЕННЯЯ

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

Осень, осень,

В гости просим.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Рассмотрите вместе с ребенком картины, назовите признаки осенней природы:

ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ.

Скачать
Осень.Периоды осени.pdf
Adobe Acrobat документ 1'013.9 KB
Скачать
осень.docx
Microsoft Word документ 15.8 KB
Скачать
домашнее задание.pdf
Adobe Acrobat документ 827.9 KB